Проблема поддержания климата в производственных помещениях, промышленных предприятий остро стоит перед энергетиками. Заводы и фабрики, объём цехов которых зачастую составляет десятки тысяч кубических метров, требуют при поддержании климата особого подхода и использования специального промышленного вентиляционного оборудования. Система вентиляции крупного предприятия является результатом тщательных расчётов и проектирования специализированными организациями.
Важнейшим элементом этой системы является центральный кондиционер, задача которого — очистка, контроль влажности и охлаждение или обогрев воздуха, подаваемого в производственные цехи. Очень важна при этом надёжность.
Приточные установки, работающие зачастую круглосуточно, 365 дней в году, в условиях не всегда стабильного снабжения перегретой водой, к тому же не лучшего качества, а также повышенной запылённости воздуха, требуют особого подхода при проектировании и изготовлении.
Предлагаемые сейчас европейскими и отечественными производителями каркасно-панельные установки достигают номинальной производительности по воздуху до 100 тыс. м³/час, что позволяет производить замену старых произведённых в СССР Харьковских кондиционеров серий КД и КТЦ на установки современных производителей только в соотношении 1:2 и 1:3, разумеется, это предполагает реконструкцию сети воздуховодов.
С этой проблемой более 10 лет назад столкнулись наши специалисты. Тогда с проблемой массового выхода из строя центральных кондиционеров в связи с выработкой ресурса столкнулись энергетики ОАО «АВТОВАЗ»: на этом огромном предприятии, флагмане отечественной автомобильной отрасли, находятся в работе сотни центральных кондиционеров производства ХМЗ «Кондиционер» производительностью до 250 000 м³/ч.
К началу «нулевых» годов ремонтные возможности уже практически были исчерпаны, если замена секций подогрева достаточно проста и полностью восстанавливает характеристики, то в результате многочисленных ремонтов секции орошения было достигнуто состояние «заплатка на заплатке», когда части корпуса, подверженные сквозной коррозии, вырезались и вместо них вваривались другие. Кроме того, существует проблема обрушения прогнившего наполнения (каплеуловители, трубки и форсунки) камеры орошения, что исключает возможность её ремонта.
После того как на проблемных установках были исчерпаны все ремонтные возможности, стала очевидной необходимость замены изношенных установок новыми. Каркасно-панельные кондиционеры, установленные вместо старых систем, показали себя не с лучшей стороны.
В условиях венткамер с повышенной влажностью, с теплоносителем (далеко не всегда соответствующим договорным параметрам) и системами автоматики, разработанными для не самых холодных европейских зим, они часто выходят из строя и стоят без ремонта, т. к. трудно согласовать капитальные затраты для совсем нового оборудования, а производитель всегда может сослаться на то, что оборудование эксплуатировалось в условиях, не соответствующих рекомендованным, и отказаться от гарантийного ремонта.
На каждом объекте мы сталкиваемся с новыми условиями и особенностями системы и оборудования. Это заставляет нас совершенствоваться и расширять круг используемых технологий.
Более 10 лет мы работали над задачами:
- Разработать полноценную замену старым кондиционерам серии КД; КТЦ2; КТЦ3 с сохранением габаритно-присоединительных размеров.
- Обеспечить максимальную энергоэффективность за счёт оптимальной автоматизации процессов управления и регулирования.
- Добиться 100% надёжности в работе, исключить возможность любых аварий и разморозок.
- За счёт использования современных материалов и технологий, обеспечить срок интенсивной эксплуатации не менее 25 лет.
Уверены, что нам это удалось.
Кроме того, нами разработаны действующие технологии модернизации действующих установок соответствующих производительностей, изготовленных на ПО объединении «Кондиционер», путём замены отдельных частей (например, блоков тепломассообмена) и внедрению современных систем автоматизации и защиты.